Виды и типы контейнеров

Под грузовым контейнером для международных (а также внутренних) перевозок понимается единица транспортного оборудования многократного использования. Конструкция грузового контейнера обеспечивает сохранную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта, что достигается достаточной прочностью контейнера в течение установленного срока службы.

Независимо от назначения все контейнеры стандартизированы по массе брутто, габаритам, присоединительным размерам, а также по конструкции присоединительных устройств к подвижному составу железнодорожного и автомобильного транспорта и к захватным органам погрузочно-разгрузочных машин. Это позволяет осуществлять с минимальными затратами времени и труда смешанные перевозки различными видами транспорта, реализуя принцип "от двери до двери".

Основными типами контейнеров, используемых в перевозках, являются контейнеры типоразмеров IC и ICC, а также IA и IAA. Контейнеры типоразмеров ICC и IAA имеют высоту 2591 мм (8,5 футов), а контейнеры типоразмеров IC и IA - 2438 мм (8,0 футов). Это обстоятельство обусловливает и более высокий тариф на перевозку по территории РЖД при одной и той же статнагрузке.

Важнейшими эксплуатационными параметрами контейнеров являются внутренние размеры, такие как ширина дверного проема (2286 мм), высота (для ICC и IAA - 2261 мм, для IC и IA - 2134 мм) и внутренний объем, а также масса перевозимого груза, которая вместе с тарой контейнера составляет массу брутто.

  • 20" Стандартный контейнер
  • 20" Рефрижераторный контейнер
  • 20" Open Top контейнер
  • 20" Flatracks контейнер
  • 40" High cube контейнер
  • 40" Стандартный контейнер
  • 40" Рефрижераторный контейнер
  • 40" Open Top контейнер
  • 40" Flatracks контейнер
  • 40" Рефрижераторный High cube контейнер
  • Российские 3, 5, 20, 24 тонные контейнеры ГОСТ 8477-79

Маркировка контейнеров

Контейнеры массой брутто 20 и 24 т (IC и ICC) имеют одинаковую длину 20 футов (чуть более 6 м), а контейнеры массой брутто 30,5 т (IA и IAA) в 2 раза длиннее. Вся необходимая информация о параметрах контейнера нанесена на его боковые стенки, двери и крышу в виде маркировочного кода. Структура маркировочного кода состоит, как правило, из двух строк, хотя форма представления может быть иной. Структура маркировочного кода содержит 17 знаков: 6 букв латинского алфавита и 11 арабских цифр. В маркировочном коде заложены следующие сведения.

Первая строка - это кодовое обозначение владельца контейнера, которое состоит из четырех букв латинского алфавита, последняя из которых – буква U – обозначает признак транспортного оборудования под названием «контейнер грузовой». Первые три буквы – соответственно буквенный код владельца, официально включенный в международный реестр контейнеровладельцев. Например, все контейнеры бывшего МПС СССР (ныне разделенные между государствами СНГ и Балтии) имеют код владельца SZDU. Новые контейнеры Украины и России маркируются кодами UZUU и RZDU. После кодового обозначения владельца следует серийный номер контейнера из шести цифр. Седьмая цифра, так называемое контрольное число, служит для проверки правильности информации о коде владельца и серийном номере контейнера. Это число рассчитывается по установленному правилу. При исключении любой буквы или цифры из кода и номера контейнера (например, после ремонта) будет иметь место несовпадение контрольного числа. 

Вторая строка маркировочного кода также состоит из двух частей - буквенной и цифровой. Буквенная часть содержит две прописные (в некоторых случаях – три)буквы латинского алфавита, составляющие кодовое обозначение страны владельца контейнера (закодированное в первой строке маркировочного кода). Три буквы кода страны имеют контейнеры выпуска до 1984 г. При этом в качестве третьей буквы могла быть использована латинская буква X. Идентификация кодового обозначения страны содержится в международном стандарте ИСО 3166-88 «Коды для представлений названий стран». Кроме того, каждое государство имеет и цифровые трехзначные коды, которые на контейнере не отражены. При этом на контейнеры наносится буквенный код альфа-2.

На контейнерах ныне раздельного парка бывшего МПС СССР дополнительно нанесены двузначные цифровые обозначения железнодорожных администраций, принятые в системе ОСЖД. Цифровые сведения второй строки маркировочного кода состоят из четырех цифр и содержат обозначения размера и типа контейнера (по две цифры на каждую позицию). Первые две цифры указывают на размеры контейнера как по длине, так и по высоте.

Первая обозначает длину: 1-10 футов (2991 мм, IDX), 2-20 футов (6058 мм), 3-30 футов (9125 мм), 4-40 футов (12192 мм). 
Вторая обозначает высоту: 0 и 1 – 2438 мм; 4 и 5 – более 2591 мм (хотя пока такая высота для контейнеров не применяется), а также указывает на наличие паза для Г-образных прицепов типа «гусиная шея»: 0 и 2 – без такого паза; 1 и 3 – с пазом.

Вторые две цифры обозначают тип контейнера – универсальный или специализированный и с различными конструктивными особенностями. 


Расчет контрольного числа производится в такой последовательности: 
каждому буквенному знаку кода владельца присваивается
цифровой эквивалент:
A - 10, B - 12, C - 13, D - 14, E - 15, F - 16, G - 17, H - 18, I - 19, J - 20,
K - 21, L - 23, M - 24, N - 25, O - 26, P - 27, Q - 28, R - 29, S - 30, T - 31,
U - 32, V - 34, W - 35, X - 36, Y - 37, Z - 38,
каждый цифровой эквивалент кода и каждую цифру номера умножают на весовой коэффициент, который представляет собой степень числа 2 от 0 до 9 (по числу знаков в коде владельца и номера контейнера), т. е. первый знак умножается на 20, второй - на 21, последний, десятый - на 29;
результаты умножения складываются и делятся на модуль, равный 11;
остаток, полученный в результате деления, является контрольным числом.

Рефрижераторные контейнеры (рефконтейнеры)

Рефрижераторные контейнеры идеально подходят для хранения мяса, рыбы, мороженого, ягод, фруктов а также других продуктов питания, требовательных к температурному режиму.  

Рефрижераторный контейнер или рефконтейнер - это контейнер с термоизолированным корпусом из пенополиуретана, оборудованный рефрижераторной установкой, которая поддерживает внутри рефконтейнера температуру в диапазоне от -25°С до +25°С. 
На сегодняшний день наиболее известными производителями рефрижераторных контейнеров являются несколько компаний:

  • Carrier Transicold Ltd - рефконтейнеры марки CARRIER; 
  • Thermoкing Corporation - рефконтейнеры марки THERMOKING; 
  • Sabroe Reefer Cool - рефконтейнеры марки SABROE. 

Технические характеристики рефрижераторных контейнеров

Технические характеристики

20-футовый

40-футовый

40-футовый HiCube

Внешние размеры рефконтейнера:

Длина (мм)

6 058

12 192

12 192

Ширина (мм)

2 438

2 438

2 438

Высота (мм)

2 591

2 591

2 895

Внутренние размеры рефконтейнера:

Длина (мм)

5 513

11 638

11 658

Ширина (мм)

2 284

2 282

2 282

Высота (мм)

2 269

2 252

2 557

Внутренний объем (куб.м)

28

59,81

68,03

Весовые параметры рефконтейнера:

Собственный вес (кг)

3 050

4 500-5 000

4 700-5 000

Максимальная грузоподъемность (кг)

21 950

27 990

27 790

Максимальный общий вес (кг)

25 000

32 500

32 500

Хладопроизводительность (ккал/час)

2 900-4 200

3 400-4 200

Теплопроизводительность (ккал/час)

4 200-4 400

5 000-5 200

Потребление электроэнергии (кВт)

4,6 (кВт/ч)

5,8 (кВт/ч)

Применяемые хладагенты

R409a; R134a (t° кипения -29°С)

Напряжение питания


360/460 V, 3 фазы, 50Гц

Температурный диапазон

от -25°С до +25°С

 

Конструкция и принцип действия рефрижераторных контейнеров

Конструкция рефконтейнера

Рефрижераторный контейнер имеет два основных конструкционных блока: корпус и рефрижераторный агрегат. Корпус рефконтейнера состоит из несущего каркаса и пенополиуретановых сэндвич-панелей с внешним покрытием из дюралюминиевого листа (толщина - 2,0 мм) и внутренним покрытием из профилированной листовой пищевой нержавеющей стали (толщина - 0.6 мм). Пол рефконтейнера изготовлен из Т-образного алюминиевого профиля с прочностью, рассчитанной на применение при обработке товара обычного складского погрузчика. 

Двери изготавливаются из тех же, что и корпус, пенополиуретановых сэндвич-панелей и оборудованы специальными запорами, позволяющими герметично закрывать грузовой отсек контейнера. 
Рефрижераторный агрегат, размещенный в торце корпуса, поддерживает в автоматическом режиме внутри контейнера заданную температуру в диапазоне от +25°С до -25° С и питается от 3-фазной электрической сети с напряжением 360/460В и частотой 50 Гц. 

Электронный блок управления позволяет устанавливать и поддерживать в автоматическом режиме: температуру, влажность воздуха; задавать периодичность цикла оттайки; контролировать работу основных агрегатов и фиксировать их неисправность или сбои в работе. В настоящее время рефрижераторные агрегаты контейнеров в основном работают с применением хладагентов ("фреон") "R-134А", "R-409A", "R-401A".

 

Принцип действия рефрижераторного контейнера

Поток воздуха с определенной температурой подается из рефрижераторного агрегата внутрь контейнера на уровне пола, затем проходит вдоль Т-образных профилей пола, в конце контейнера поднимается вдоль дверей к потолку и уже вдоль потолка возвращается в рефрижераторный агрегат. Во время циркуляции воздух, в зависимости от установленных параметров, нагревает или охлаждает внутренний объем рефконтейнера, обеспечивая таким образом температуру и влажность, необходимые для поддержания установленного режима хранения товара.